Устойчивость в бизнесе стартапов: как начать с правильного фокуса
Корпоративное внимание к устойчивому ведению бизнеса все чаще связывается с возможностью лучшего управления рисками, привлечения талантов и открытия новых бизнес-возможностей. Однако для стартапов, которые не ориентированы на сектор устойчивого развития, эта тема зачастую остается второстепенной — и это может быть недальновидно.
Стартапы, как правило, не подвергаются серьезной проверке со стороны заинтересованных сторон касательно своих практик в области устойчивого развития, и в первую очередь сосредоточены на быстром росте и создании жизнеспособной бизнес-модели. Тем не менее, компании, которые в своем развитии изначально придают большое значение устойчивости, могут получить некоторые преимущества перед конкурентами и стать более привлекательными для потенциальных покупателей, клиентов и инвесторов.
Обзор методологии анализа
Чтобы лучше понять, в какой степени стартапы включают соображения устойчивости в свои бизнес-планы, мы использовали машинное обучение для количественного анализа внимания к экологическим, социальным и управленческим (ESG) аспектам в их инвестиционных предложениях.
Используя общедоступный алгоритм, разработанный другими исследователями, мы проанализировали 65 инвестиционных презентаций, которые использовались в последние пять лет стартапами Северной Америки, представляющими различные отрасли и стадии роста. Мы рассчитали отдельные рейтинги по вниманию к экологическим, социальным и управленческим факторам, что позволило проводить детальный анализ. Также мы провели аналогичный анализ документов S-1 (документы, подаваемые перед первичным публичным размещением акций), чтобы выявить различия в том, как компании описывают себя на разных стадиях роста. Инвестиционные презентации представляют более ранние этапы повествования в пути стартапа, в то время как S-1 являются более зрелыми этапами.
Ключевые результаты анализа
Наш анализ выявил три ключевых вывода:
- Стартапы редко упоминали вопросы устойчивости и социальные влияния на любом этапе. Например, 50% нашей выборки никогда не обсуждали экологические факторы.
- Стартапы были значительно более склонны обсуждать социальные влияния в своих S-1 подачах, чем в инвестиционных презентациях — в семь раз чаще для софтверных компаний и в 13 раз чаще для финтехов.
- С течением времени, по мере перехода стартапов от начальных к более поздним раундам презентаций, они становились почти в два раза более склонными обсуждать экологические вопросы, что предполагает, что их взгляды и бизнес-кейсы эволюционировали, включая более широкую экологическую тематику.
Почему стартапы не обсуждают устойчивость на ранних этапах
Почему же команды стартапов кажутся неохотными обсуждать вопросы устойчивости на ранних этапах? В интервью, проведенных с основателями, они говорили, что ожидают, что инвесторы будут в первую очередь заботиться о доходах и прибыльности, поэтому они акцентируют внимание на таких метриках в своих презентациях. Отсутствие экологических и социальных вопросов в инвестиционных презентациях происходит из чувства основателей, что эти факторы второстепенны по сравнению с техническими и финансовыми деталями.
Хотя венчурное капитальное сообщество проявляет интерес к устойчивости, наши беседы с VC показали, что они рассматривают факторы устойчивости как важнейшие лишь для предприятий, непосредственно касающихся возможностей в секторе устойчивого развития, и не принимают во внимание эти факторы для других инвестиций в стартапы на ранних стадиях. Следовательно, большинство стартапов не видят смысла в подчеркивании своих устойчивых достижений на ранних этапах, если их бизнес-модели не основываются на этом. Однако в Европе венчурные капиталисты и инвесторы частного капитала повышают строгость предварительного анализа устойчивости перед IPO, чтобы лучше понять риски.
Преимущества раннего фокуса на устойчивости
Если соображения устойчивости становятся более важными для заинтересованных сторон лишь на поздних стадиях роста компании, почему же это должно иметь значение для стартапов на ранних этапах? Мы утверждаем, что стартапы, которые откладывают фокус на устойчивости до более поздних этапов, упускают возможность интегрировать цели устойчивого развития в свою ДНК. Организационные теоретики давно признают, что новые организации “печатаются” с набором норм, рутин, ценностей и структур, которым они, как правило, следуют на протяжении своего жизненного цикла.
Печать целей устойчивости на ранних этапах может помочь стартапам органически интегрировать их в свои бизнес-модели и утвердить эти ценности как центральные для их культуры и процессов. Стартапы, акцентирующие внимание на устойчивости на ранних стадиях, также могут избежать эффектов зависимостей от пути, организационной инерции и высоких затрат, мешающих переобучению или модификации операционной инфраструктуры для более устойчивого функционирования на более поздних этапах роста.
Как интеграция устойчивости может улучшить ценностное предложение
Интеграция устойчивости на ранних этапах может улучшить ценностное предложение стартапа, оптимизируя его операционные процессы и открывая новые денежные потоки и бизнес-возможности. Внедрение устойчивого подхода может позволить B2C стартапам дифференцировать свои предложения в условиях растущего интереса к экологичным и социально ответственным продуктам. Например, компания Allbirds, зафиксировавшая свои обязательства по углеродной нейтральности и использующая устойчивые материалы, смогла выделиться на переполненном рынке обуви, получив свыше 100 миллионов долларов.
Аналогично, стартапы, ориентированные на устойчивость, могут создавать бизнес-модели, которые снижают операционные и регуляторные риски, тем самым повышая ценностное предложение компании. Стартапы могут позиционировать усилия по устойчивости как двигатель эффективности и экономии затрат, а не как просто расход. Например, центры обработки данных AI, стремящиеся к чистым источникам энергии, ожидается, что станут дешевле, чем использование ископаемых видов топлива с течением времени.
Привлечение талантов через устойчивое развитие
Скорее всего, создание устойчивой бизнес-модели поможет стартапам привлекать лучшие таланты. В опросе Deloitte 2025 года выяснили, что 70% миллениалов и поколения Z учитывают экологические показатели потенциальных работодателей при поиске работы. Кроме того, согласно исследованию IBM Institute for Business Value 2022 года, две трети кандидатов на рабочие места по всему миру более охотно подают заявки на вакансии в устойчивых компаниях.
Как стартапы интегрируют устойчивость в свои бизнес-модели
Несмотря на кажущуюся редкость, некоторые стартапы, которые не ориентированы на сектор устойчивого развития, успешно интегрировали такие аспекты в свои бизнес-кейсы. Например, компания Hugging Face, занимающаяся операциями в области машинного обучения, на ранних этапах своей жизни взяла на себя обязательство использовать чистую энергию, сотрудничаю с оператором центров обработки данных Verne, который также использует чистую энергию. Компании, занимающиеся модульным строительством, такие как FullStack Modular, не только сокращают отходы в строительстве, но также моделируют энергопотребление каждого проектируемого здания — эта особенность добавляет ценность для клиентов, стремящихся добиться долгосрочной энергоэффективности и соблюдения стандартов экологического строительства.
Роль венчурного капитала в устойчивом развитии стартапов
Поскольку привлечение средств является первостепенной задачей для стартапов на ранней стадии, венчурные капиталы (VC) играют значительную роль в том, чтобы побудить их серьезно относиться к устойчивости в целях получения краткосрочных и долгосрочных преимуществ. Идеально, если VC включают эти аспекты в свои инвестиционные критерии и вопросы, которые они задают основателям. Хотя венчурные капиталисты в Европе и Великобритании все чаще обращают внимание на ESG-отчеты от стартапов, эта практика все еще находится на ранних стадиях глобально.
Стратегический итог
Интеграция устойчивости в бизнес-модели стартапов на ранних этапах может помочь избежать дорогостоящих доработок и репутационных рисков, обеспечить более сильные позиции с инвесторами и клиентами и поддержать долгосрочную операционную устойчивость. Стартапы могут начать с определения значимых экологических факторов, актуальных для их отрасли, интеграции этих потребностей в свои продуктовые и операционные решения и их коммуникации в презентациях.
Хотя давление на ранней стадии часто снижает приоритеты усилий по устойчивости, переосмысление этих усилий в качестве источника дифференциации и долгосрочной ценности вместо бремени соблюдения нормативных требований может помочь основателям создать более крепкие компании с самого начала. В конечном счете, стартапы, чьи ранние бизнес-планы включают элементы устойчивости, будут лучше подготовлены к росту, партнерствам и последующим инвестициям, а также смогут избежать необходимости переосмысления своего бизнеса и бренда позже. Они также имеют больше шансов избежать репутационных и других рисков, которые могут стать серьезными проблемами в их развитии, когда они открывают новые возможности, связанные с устойчивостью.