Рост китайской автомобильной промышленности: Как совместные предприятия способствовали качественным изменениям
В 2001 году китайская автомобильная промышленность продала менее миллиона автомобилей. К 2017 году она стала ответственна за более чем треть всех автомобилей, произведенных или проданных на Земле. Качество также улучшилось: с 2001 по 2014 годы уровень неисправностей в отечественных китайских легковых автомобилях снизился на 75 процентов. Как же этот рост произошел так быстро?
Знания и их «вытекание»
Частично ответ кроется в явлении, известном как «вытекание знаний» от иностранных автомобильных компаний, работающих с местными партнерами в Китае. Шенмао Цао, ассистент профессора стратегии в Келлог, определяет эти «вытекания» как «производственные ноу-хау, которые иногда хранятся в секрете, и которые партнер может наблюдать и ассимилировать в свои независимые операции». Знания не всегда передаются тайно; они естественным образом возникают, когда компании одной отрасли работают в одном месте.
Однако такие явления также могут быть организованы, особенно в развивающихся странах, где правительства часто требуют, чтобы иностранные компании объединялись с местными для получения права на ведение бизнеса. Этот обмен — лучшее оборудование в обмен на доступ к новым рынкам — обычно принимает форму совместного предприятия между иностранной компанией и местной. Например, автомобили Volkswagen производятся и продаются в Китае через совместное предприятие SAIC Volkswagen, совместно принадлежащее немецкому производителю Volkswagen Group и китайскому производителю SAIC Motor.
Исследование качества автомобилей
Цао и его коллеги, Jie Bai из Гарвардского университета, Panle Jia Barwick из Университета Висконсин-Мэдисон и Shanjun Li из Корнеллского университета, хотели выяснить, можно ли объяснить рост качества китайского автопроизводства частично за счет «вытекания знаний» от этих совместных предприятий. Они проанализировали тысячи детализированных опросов, проведенных J.D. Power & Associates с 2001 по 2014 годы, и обнаружили, что «вытекания знаний» от совместных предприятий составили 8,3 процента от общего улучшения качества китайских автомобилей за этот период.
Качество на подъеме
Исторически исследователи измеряли влияние «вытекания знаний» через «общую факторную производительность», которая объединяет все различные экономические входы и выходы компании. Однако, чтобы создать более конкретные меры влияния «вытекания знаний» на качество китайского автопроизводства, исследователи обратились к ежегодным опросам клиентов, проведенным J.D. Power & Associates. Они проанализировали рейтинги по 19 различным показателям качества (таким как топливная экономичность, отзывчивость тормозов и материалы интерьера), собранным от почти 19 000 китайских покупателей автомобилей в период с 2001 по 2014 годы.
Сравнивая изменения в рейтингах по схожим моделям, произведенным местными компаниями и совместными предприятиями, исследователи смогли проследить доказательства «вытекания знаний». Данные показали, что качество автомобилей, произведенных в Китае, улучшилось в тех аспектах, которые были схожи с иностранными моделями, произведенными в рамках совместных предприятий.
Укрепление аргументов для «вытекания»
Тем не менее, исследователи хотели исключить другие объяснения, отличные от «вытекания знаний», например, партнерство местных автомобильных компаний с компаниями, которые уже очень похожи на них. Однако, как показывает практика, многие из этих китайских компаний раньше не имели бизнеса в легковом автопроизводстве и начали производить автомобили только после накопления опыта в совместных предприятиях.
Исследователи также проанализировали переходы работников между компаниями и обнаружили, что качество производства в местных автомобильных компаниях улучшалось, когда у них работали специалисты, которые ранее работали в совместных предприятиях. Например, когда больше работников переходило из SAIC-Volkswagen в китайские компании, такие как FAW и Brilliance, наблюдалось большее сходство в качестве между ними.
Рецепт успеха?
Хотя прирост качества на уровне 8,3 процента может показаться незначительным, это не единственный тип «вытекания», который происходит в китайской автомобильной промышленности. Цао считает, что это своего рода «бонус», который совместные предприятия добавляют к базовому уровню «вытекания», который обычно происходит в результате иностранных инвестиций. Фактически, если бы BMW производила свои автомобили в Китае без совместного предприятия, «вытекание» все равно происходило бы другими способами.
Тем не менее, совместные предприятия не являются универсальным способом для отраслей в развивающихся странах подняться по качественной лестнице. Иностранные производители автомобилей вступают в совместные предприятия в Китае, потому что глобальный спрос на автомобили так велик, что «стоимость отказа от китайского рынка была бы слишком высокой». В других рынках или отраслях такой расчет может не иметь смысла.
Стратегическое резюме
Исследования показывают, что при правильных обстоятельствах совместные предприятия и «вытекания знаний», которые они способствуют, могут стать явной выгодой для принимающих стран. Автомобильная промышленность Китая за 25 лет превратилась из практически несуществующей в ведущую мировую по продажам автомобилей. Этот успех стал возможен благодаря правильной стратегии, которая включает в себя:
- Использование совместных предприятий для доступа к передовым технологиям.
- Систематическое обучение и развитие местных компаний через партнерство.
- Анализ данных и отзывов клиентов для постоянного улучшения качества.
Таким образом, страны, стремящиеся улучшить качество своей продукции, могут рассмотреть возможность применения аналогичных стратегий, включая создание совместных предприятий и использование «вытекания знаний» для достижения конкурентных преимуществ на глобальном рынке.